Фотохудожник Асият Фатуллаева, генеральный директор и владелец фотоагентства ArtFaktor, запустила выпуск серии фотоальбомов-монографий, посвященных творчеству видных фотохудожников Азербайджана второй половины XX – начала XXI вв.

Каждое из этих крупноформатных изданий будет сопровождаться подробной биографической справкой о том или ином фотохудожнике и развернутой панорамой его произведений разных лет. Документальной основой для выпуска книг этой серии станут фотоработы ряда известных отечественных авторов, находящиеся в личной коллекции Асият Фатуллаевой.

Первый пробный фотоальбом-монография в серии будет посвящен творчеству самой Асият Фатуллаевой и представит читателю лучшие из ее работ, созданных в период с 2000 по 2015 гг. Сейчас в агентстве ArtFaktor заканчивается работа над этим изданием.

От миниатюр деда к офортному станку

Асият Фатуллаева – выпускница факультета «Художественная графика» Государственной академии художеств Азербайджана, член Союза художников и Объединения фотографов Азербайджана (AFB), а также Союза фотографов Тürksoy.

В 2008-м получила почетное звание «Фотограф года», присуждаемое ежегодно Объединением фотографов Азербайджана, а в 2009-м избрана на должность председателя этой организации. За время пребывания на этом посту Асият Фатуллаева стала инициатором и организатором более 20 выставок и других художественных проектов в стране и за рубежом.

С чего начался славный путь? На этот вопрос Асият ханым дает уверенный и четкий ответ: «С миниатюр моего деда».

Надо сказать, что дед ее вовсе не был художником. Он был педагогом по профессии и моллой. Но свободное время посвящал литературной деятельности – создавал трактаты как сугубо теоретического, то есть религиозного, так и прикладного характера.

Маленькая Асият завороженно разглядывала завитушки арабского письма на страницах его работ – именно они предопределили ее дальнейшее стремление к творчеству в такой сфере искусства, как графика. Она изучала арабский с дедом, попутно вбирая восприимчивой детской памятью иллюстрации, которыми он снабжал свои записи. Эти рисунки были выполнены в духе средневековых книжных миниатюр.

Неудивительно, что когда пришла выбирать профиль для поступления в Академию художеств, память детства подтолкнула Асият на факультет художественной графики, где она закономерно предпочла специальность «Книжная иллюстрация».

По профессиональному пути молодую студентку, влюбленную в графику, вели известные мастера, народные художники Рафик Мехтиев и Октай Садыхзаде, а дипломную работу она защищала у двух других народных художников – Таира Салахова и Омара Эльдарова. Увидев, какие успехи делает в непростом ремесле станковой графики эта упорная и трудолюбивая девушка, Рафик Мехтиев подарил ей свой офортный станок. Сам он к тому времени мог работать уже только за мольбертом – возраст брал свое, а работа за офортным станком требует немалых физических усилий.

«У меня в ту пору практически не было ногтей», – со смехом вспоминает свои студенческие годы Асият Фатуллаева. Оно и неудивительно: при создании офорта (гравюры по металлу) художник постоянно работает с кислотами. С их помощью на листе металла вытравляется изображение, которое затем заполняется краской и оттискивается на бумаге. Но кислота безжалостно разъедает все, на что попадает, а не только металл… Так что станковая графика – занятие суровое.

Тот офортный станок Асият Фатуллаева бережно хранит до сих пор. Судьба художника увела ее впоследствии на иную стезю, но память о той сфере, где формировались ее художественные предпочтения и принципы, дорога ей и поныне.

Палитра черного и белого

После окончания Академии художеств Асият Фатуллаева занялась не графикой, а художественной фотографией. Но прежде чем говорить о том, как произошел этот поворот, стоит отметить, что он был не менее закономерен в ее жизни, чем выбор факультета графики в свое время. Да, волшебство фотодела, точно так же, как и книжная иллюстрация, увлекло ее еще в детстве. Брат матери был художником и фотолюбителем. В его лаборатории восьмилетняя Асият увидела увеличитель и прочую фототехнику. Там она впервые в своей жизни оказалась свидетелем того чуда, как в ванночке с жидкостью на глазах проявляется изображение на листке бумаги. Том самом листке, который, став готовой фотографией, будет таким хрупким и будет так бояться воды и огня… Это таинственное превращение совершенно очаровало ее и врезалось в память. «У меня был тогда настоящий шок!», – вспоминает она.

Именно это воспоминание стало со временем тяготеть над ней, подталкивая на иную стезю. Не физические трудности работы над офортами заставили Асият переключиться на фотоискусство, а стремление сократить промежуток времени между началом и окончанием работы над произведением.

Шел 2000 год, вступал в свои права новый век, который, как уже тогда было ясно, станет временем высоких скоростей – в том числе и в области обработки информации. Искусство и культуру эта тенденция также не обошла стороной.

Но несмотря на коренные изменения в творческой жизни Асият Фатуллаевой, одно осталось неизменным – любовь этой художницы к монохрому. Черный и белый по-прежнему главенствовали в ее творчестве, несмотря на то, что были выражены уже не средствами гравюры, а средствами фотографии. Собственно говоря, фотографией она занялась довольно рано, однако затем сделала выбор в пользу более старинного и классического ремесла – гравюры. Но пришло время, и судьба вновь вручила ей камеру с объективом. Теперь уже навсегда.

В роли вестницы судьбы выступила, кстати, актриса Русского драматического театра Наина Ибрагимова. Их семьи дружили, и однажды Наина, зная об увлечении Асият фотоделом, попросила подругу сделать ее портрет (Наина Ибрагимова как раз в то время стала победительницей бакинского конкурса красоты – Авт.). Асият сняла Наину в сценическом образе, и вскоре билборды с этим кадром украсили улицы столицы.

Перекличка на разворотах

Работа в качестве фотохудожника началась для Асият Фатуллаевой не только с «чистого творчества» и поисков своего пути в искусстве, но и с множества заказов от журналов, которые дождем посыпались на нее после неожиданной рекламы ее мастерства в виде билбордов с Наиной Ибрагимовой.

Но пришло время, когда талант Асият Фатуллаевой перерос тесные рамки журнальных требований, после чего она сосредоточилась уже исключительно на личных устремлениях в искусстве, не отвлекаясь более ни на престижные заказы, ни на общественную работу в сфере фотоискусства. Несколько последних лет она посвятила систематизации и пополнению собственного архива, а также отбору кадров для будущего фотоальбома.

В основу идеи дизайна своего фотоальбома, в котором будут собраны ее работы за пятнадцать лет – с 2000 по 2015 гг., Асият Фатуллаева положила концепцию «переклички внутри разворотов», или «стихийных диптихов». Такая идея предполагает объединение на развороте двух кадров, снятых, как правило, в разные годы, в разных местах, по разным поводам, но тем не менее имеющих какие-то «точки пересечения».

Иногда эти точки чисто визуальны – скажем, схожие формы в двух разных кадрах (например, крона дерева и кудри девушки). Порой кадры на развороте как будто перекликаются по смыслу – насмешливый взгляд героя одного кадра словно относится к героям другого кадра (хотя в реальности это не так). Но есть и развороты с композицией третьего типа – те, фотографии на которых не связаны друг с другом ни на первый взгляд, ни на второй. Это развороты-«ребусы», в которых неявная связь между частями единого целого спрятана от взоров непосвященных. Понять ее может только тот, кто в курсе истории создания данных кадров, или истории вещей, там изображенных, или фрагментов жизни людей, там заснятых. Таким образом, книга включает в себя несколько пластов смысла, рассчитанных на читателей, в разной степени подготовленных.

Кроме того, издание разделено на своеобразные «главы» по формату представленных работ: горизонтальные, квадратные, панорамные горизонтальные и панорамные вертикальные.

Но вне зависимости от этих нюансов, качество всех работ, включенных в фотоальбом, остается на высшей отметке. Недаром их автор провела жесткий отбор в своем огромном архиве. Из более чем пяти тысяч кадров на начальном этапе осталось около двух тысяч. После второго этапа отбора, когда осталось примерно 500 кадров, Асият ханым распечатала их и разложила на полу своей студии.

– Более 100 квадратных метров было сплошь покрыто фотографиями – представляете? – рассказывает она. – Я помню, где и с какими чувствами снимала каждый кадр, и мне хотелось, чтобы эти чувства передались и тем, кто будет рассматривать мой фотоальбом.

По итогам этого последнего отбора в будущую книгу вошло 287 кадров. Они подобраны по разворотам и аккуратно вклеены в самую обычную бухгалтерскую книгу – так родился первичный макет будущего издания. На всю эту подготовительную работу ушло около года. Ну а что вы хотите, книжное ремесло – дело тщательное и кропотливое.

«Я стараюсь не беспокоить людей…»

Разглядывая макет будущего издания, ловлю себя на мысли, что, листая его, никак не угадаешь, какая загадка кроется на следующем развороте. Это может оказаться и социальная тема, вроде семьи и брака или религии, и философское размышление о смысле бытия и уходе из этого бренного мира, и юмористическая зарисовка, которая становится вдвое ярче от того, что удачно подобран разворот…

Но все работы объединяет одно: люди на них сняты исподволь, вскользь, и абсолютное большинство из них даже не знает, что вошли в кадр, пойманы объективом фотохудожника.

– Я стараюсь не беспокоить людей, которых снимаю, – говорит Асият Фатуллаева. – Стараюсь не сбивать их с ритма жизни…

Она снимает их всех незаметно. Это происходит как бы само собой – на отдыхе в близком кругу, после рекламных съемок, просто на улице. Очень часто Асият ханым наводит на мир свой объектив прямо из окна собственного автомобиля.

– За рулем нельзя говорить по телефону, но никто не говорит, что за рулем нельзя фотографировать! – улыбается она.

С некоторыми кадрами связаны любопытные истории. Иногда жутковатые, иногда забавные…

Например, для съемок одного из клипов Агиля М.Гулиева, который он снимал для Алмаз Алескеровой, нашли близ Габалы пустое пастушье селение (все жители откочевали на эйлаг). Стали снимать, никому не мешая. Зажгли мощные юпитеры, осветив все селение и даже окрестные горы… И только после съемок обнаружили, что прямо позади прожекторов, в глухой тьме, скрывалось… местное кладбище. Его отделял от бивуака съемочной группы лишь низенький заборчик.

Совершенно другая история связана с кадром, на котором пять девушек модельной внешности выстроились в ряд, но четыре из них стоят на полу, а одна, ниже других ростом, – на стопке журналов.

– Это был заказ одного журнала, в те годы, когда я еще плотно сотрудничала с ними, – вспоминает Асият Фатуллаева. – Они праздновали свой пятилетний юбилей, который должны были символизировать эти пять девушек-моделей на обложке. Но вот проблема: одна из девочек оказалась значительно ниже других ростом! А я, должна вам сказать, очень люблю журнал Geo, и у меня в студии была большая подборка его номеров, которую я с удовольствием перечитывала при случае. В тот раз эта подборка помогла мне снять фото для обложки. Так как девочки должны были быть сняты по пояс, то я, недолго думая, устроила из стопки номеров своего любимого журнала постамент для самой маленькой по росту модели. И вот результат: все пятеро на фото оказались одного роста, как и хотел заказчик!

Один из самых пронзительных диптихов – лодка на берегу и мужчина, перешагнувший через лужу и уходящий в горизонт. Он словно уходит в небо, и единство этих двух абсолютно разных кадров читается с первого взгляда.

– Люблю соединять в кадре небо с землей, – признается Асият ханым, говоря об этом диптихе, да и не только о нем. Достигает она такого эффекта самыми разными способами: снимая провода и деревья на фоне неба, используя вертикальную панораму и т.д.

В поле зрения Асият Фатуллаевой и ее неутомимого объектива попадают фрагменты жизни людей в разных городах мира – Баку, Париже, Лондоне, Тбилиси, Стамбуле… Но городские пейзажи сняты не ради них самих. В каждом – какой-то особый ракурс. Не только фотографический, но и духовный. Диптихи, как принцип построения книги, возводят суть некоторых снимков в квадрат. Мужчина и женщина в парижском метро – и старомодные картинки «М» и «Ж» в душевой на бакинском пляже. Безвременно ушедший из жизни прекрасный художник Закир Гусейнов – и ворота с обломком забора посреди пустыря, «дверь в никуда»… Тяжело шагающий под грузом мешка крестьянин – и согнувшиеся под гнетом грехов паломники в женском монастыре на территории Турции…

Некоторые снимки – сами по себе исторические. Снесенные ныне кварталы улиц Советской и Басина (ныне – Физули), знаменитые «нефтяные пленэры» арт-группы «Лабиринт», карикатуры на Саркози на парижских афишных тумбах, опустевший после очередного переселения лакского народа старый советский универмаг… И все они играют новыми красками или усиливают боль в сочетании с другими кадрами.

Проекты и вернисажи

Еще в те времена, когда Асият Фатуллаева возглавляла AFB, основной целью ее общественной деятельности стало развитие профессионального фотоискусства Азербайджана и его пропаганда на мировом арт-рынке. Даже сейчас, отойдя от плотного графика общественной деятельности ввиду занятий бизнесом и собственным творчеством, Асият Фатуллаева внимательно следит за развитием азербайджанского фотоискусства.

Многие из проектов, проведенных под ее руководством в 2009-2012 гг., посвящены творчеству молодого поколения. Это серия фотовыставок детей и молодежи в Баку и регионах страны, вернисаж работ членов молодежного фотоклуба, юношеский фотоконкурс, проведенный при поддержке Министерства культуры и туризма и т.д.

Помимо проектов, связанных с молодежью, Асият Фатуллаева организовывала фотовыставки в рамках биеннале современного искусства «Алюминий», а также в рамках таких арт-проектов, как «Мейдан базары» в Ичери шехер и «Арт-базар». Это не считая выставок и конкурсов, проведенных в рамках проектов различных СМИ и НПО, а также зарубежных мероприятий, вроде участия в международном фестивале Open Air Foto Fest в Тбилиси в 2010 году. Кроме того, она и сама входила в жюри на международных фотоконкурсах.

Занимаясь общественной деятельностью, Асият ханым продолжала активно развивать собственное творчество. В период с 2001 по 2012 гг. ее работы были продемонстрированы более чем на 50 фотовыставках и художественных вернисажах, а также участвовали в международных конкурсах, где удостоены многочисленных специальных призов и дипломов. В 2006-2008 гг. фотохудожница провела четыре персональные выставки: три в Баку и одну – в Париже.

Надо сказать, что работа на благо развития отечественного сообщества профессиональных фотохудожников на некоторое время серьезно отвлекла Асият Фатуллаеву от личного творчества. Даже собственную мастерскую она отдала под нужды Объединения фотографов Азербайджана, временно развернув там офис этой организации.

Уйдя с поста председателя AFB, Асият Фатуллаева вновь вернулась к собственным проектам, теперь уже в новой ипостаси – директора собственного фотоагентства ArtFaktor. Отметим, что это агентство, основанное в 2010 году, работает в своих проектах исключительно с профессиональными фотохудожниками. При нем функционирует фотостудия под названием A.F.Studio, располагающая широким ассортиментом профессиональной техники.

На сегодняшний день на счету фотоагентства ArtFaktor немало успешно претворенных в жизнь проектов, одним из которых является учреждение и ежегодное присуждение профессиональной творческой премии «Художественная фотография». С 2012 года это агентство является одним из спонсоров Объединения фотографов Азербайджана.

Дань памяти мэтра

Еще не вышла в свет первая книга серии, а Асият Фатуллаева уже обдумывает вторую. Скажете, рановато? Ничуть. Как человек деловой, она привыкла мыслить с расчетом на будущее. Согласно ее плану, следующей книгой новой серии станет альбом произведений патриарха отечественного фотоискусства Гусейна Гусейнзаде.

Почему именно его? Причин две. Во-первых, его многогранное творчество является, без преувеличения, одним из краеугольных камней фотоискусства Азербайджана второй половины прошлого века. А во-вторых, Асият Фатуллаева сама очень увлечена его творчеством, и в ее личной коллекции находится много его работ.

– О, я отлично знаю его работы! Каждый кадр изучала досконально! – с восторгом говорит Асият ханым. – У него очень много тем, и все их я люблю, все мне близки, какую ни возьми. Чего стоят хотя бы его великолепные нефтяники! Говорить об этом можно бесконечно… Да что там, я знаю наизусть даже каждую кошку на снимках Гусейна Гусейнзаде! И пусть не говорят мне, что серьезные фотохудожники не снимают кошек! Это неправда…

Помимо работ прославленного мастера отечественного фотоискусства в коллекции Асият Фатуллаевой есть и созданные им самим макеты каталогов для его персональных выставок – увы, оставшиеся в свое время невоплощенными в жизнь. Эти макеты, наряду с работами Гусейна Гусейнзаде, Асият Фатуллаева намерена продемонстрировать широкой публике на персональной выставке этого мэтра, которую она намерена организовать и в Москве.

Сейчас фотоагентство ArtFaktor ведет переговоры о предстоящей выставке Гусейна Гусейнзаде с фотогалереей коллекционной фотографии знаменитого Центра фотографии имени братьев Люмьер. Созданная в 2001 году, она является первой частной российской фотогалереей. В ее коллекцию входят работы именитых мастеров, внесших огромный вклад в фотожурналистику, российское и зарубежное фотоискусство.

Для российского зрителя, по словам Натальи Григорьевой, основателя и куратора галереи Центра фотографии имени братьев Люмьер, эта выставка станет настоящим открытием фотоискусства Азербайджана.

Но этим творческие планы Асият Фатуллаевой как руководителя фотоагентства не исчерпываются. Она также планирует в скором будущем запустить новый проект – совместную фотовыставку лучших фотохудожников Азербайджана (как мэтров, так и нового поколения). Эта экспозиция призвана показать зарубежному зрителю образ нашей страны во всей его многогранности.

Наиля БАННАЕВА,
искусствовед

 

Leave a Reply